Государственная защита прав потребителей

К сожалению, каждый потребитель может попасть в неприятную ситуацию, которая связана с приобретением некачественного товара или оказанием услуг. Нарушения прав потребителей происходят постоянно, в различных сферах деятельности и могут коснуться каждого. Именно поэтому, каждому потребителю важно знать, как осуществляется защита их гражданских прав как потребителей, какие государственные органы оказывают поддержку в оказании содействия, каковы их полномочия, а также, куда следует обращаться, в том случае, когда были нарушены Ваши законные права.

Законодательство Российской Федерации защищает права потребителей от недобросовестных действий продавца на основании принятого Федерального Закона «О защите прав потребителей».

Согласно статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают:

1. проведение мероприятий, связанных с контролем, проверкой соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);

2. выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);

3. в установленном законодательством РФ порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации то варов (выполнения работ, оказания услуг), которые не со ответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;

4. направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рас смотрения вопросов о приостановлении действия или аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством РФ порядке;

5. направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей;

6. обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативны ми правовыми актами РФ прав потребителей.

В соответствии с п. 3 статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» уполномоченные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

При этом, как гласит ст. 42.2 Закона №2300-1, полномочия государственного надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей могут быть переданы также органам исполнительной власти на местах.

В Республике Татарстан таким органом, призванным защищать права потребителей является Госалкогольинспекция Республики Татарстан. В сферу деятельности и компетенции, которой так же входит и работа с обращениями граждан, поступающих как в письменной, так и устной форме. Задача Госалкогольинспекции РТ в этом случае – оказание содействия в составлении претензий, как способа урегулирования спорной ситуации в досудебном порядке, так и составление исковых заявлений в том случае, если решение вопроса потребителя по защите его прав не представляется возможным в досудебном порядке.

 

Чистопольский территориальный орган Госалкогольинспекции РТ

Последнее обновление: 25 января 2019 г., 13:20

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International